История новогодней ёлки. Германская версия.

Официальной родиной «Новогодней красавицы» считается Селеста – город во Франции, некогда бывший немецким (Schlettstadt). Такое предположение делается на основании средневекового документа, относящегося к 1521 году, и предупреждающего лесников внимательнее следить за елями в период празднования Рождества.
Ель - атрибут языческого Нового года Йоля
Германские племена еще со времен язычества поклонялись деревьям. Древний праздник Йоль, отмечаемый во время зимнего солнцестояния не обходился без ритуальных танцев вокруг ели. Среди германских народов еще во времена язычества было принято в Новогоднюю ночь отправляться в лес, где была заранее украшена тряпочками и свечами стройная ель.
Ель – Рождественское дерево
С распространением христианства языческая ель, как один из атрибутов Нового года, получила новую трактовку. Теперь это была Рождественская ель, символизирующая вечную жизнь и победу над смертью. Новогодние пляски в лесах были забыты. Вместо них ель стали устанавливать в домах.
- Первоначально Рождественскую елочку подвешивали к потолку за макушку и ничем не украшали.
- Позднее Ёлочку стали устанавливать в кадку с песком и камнями. В дом приносились небольшие деревца, которые ставились на стол, застеленный белой скатертью (символизирующей чистоту). Украшали их красными яблоками – символом грехопадения Адама и Евы. Ёлочка, в христианском истолковании, стала символическим изображением Райского Древа Познания Добра и Зла.
- Со временем к яблокам, как украшениям рождественского дерева, добавились облатки (тонкие круглые вафли), символизирующие искупление грехов, которое принес своей жертвой Иисус. Очень часто германская средневековая елочка украшалась к Рождеству таким образом, что с одной стороны на нее вешались яблоки – символ греха, а на другую – облатки – символ спасения и очищения.
- К елочным украшениям добавился еще один христианский символ Света – восковые свечи. Считается, что эту традицию ввел Мартин Лютер - германский реформатор. Возвращаясь домой в Рождественскую ночь, он был поражен красотой светящих с неба звезд и решил украсить свое рождественское деревце свечами, а на макушку елочки установить Вифлеемскую звезду – символ рождения Иисуса.

Легенда о Св. Бонифации и Рождественской ели

Есть красивая германская легенда о Св. Бонифации и Рождественской ели, согласно которой епископ Бонифаций вел борьбу с язычниками, поклонявшимися дубу – древу Одина. Святой срубил дуб, желая показать, что в нем нет ничего божественного. Падая, дуб подмял под себя и сломал множество деревьев, устояла лишь ель. Св. Бонифаций решил, что это знак божий, и ель является символом стойкости и бессмертия. С этого момента германский народ и стал украшать ёлочки, которые стали считаться рождественским деревом (Weihnachtsbaum).
Постепенно красивую традицию стали перенимать и другие народы Европы. В середине 19 века Рождественская ель пришла и в Российскую империю. В это время в Германии были изобретены искусственные Новогодние красавицы и новые елочные украшения – стеклянные шары, ставшие самыми популярными украшениями.
Так что Новогоднюю (Рождественскую) елочку подарила миру Германия!