История новогодних масок. Языческо-театральная версия
Когда-то маска не была легкомысленным дополнением к новогоднему костюму. Откуда же пришла традиция встречать Новый год в масках?
Атрибут языческих ритуалов
Современная новогодняя маска прошла долгий путь от культовой ритуальной маски, игравшей мистическую роль. До сих пор можно увидеть «в действии» сакральные маски народов Африки, Полинезии, Американских индейцев и Австралийских аборигенов.
Шаманские маски выглядели устрашающими, соединяя в себе человеческие и звериные черты, имели клыки, рога или третий глаз. Только «посвященные» могли носить маску, чтобы с её помощью «усмирять духов», простым людям нельзя было даже прикасаться к ней, иначе можно умереть на месте или навлечь беду на все племя.
Маски, столь отличные от Новогодних, изображали богов, стихии, злых и добрых демонов. Танцы в масках имели мистическое значение «подвижной молитвы», заклинавшей Высшие силы о помощи.
Театральные маски Древней Греции, Италии, Японии
Посещение театра в Древней Греции считалось не развлечением, а обязанностью граждан. Представления шли ежедневно, и чтобы дальние ряды зрителей смогли лучше понять действие на сцене, актеры надевали громадные маски-шлемы, изображавшие яркие чувства: злость, радость, тоску.
Итальянская Комедия дель Арте принесла не только запоминающихся героев, в костюмы которых стали рядиться на маскарадах и карнавалах, но и специфические, везде узнаваемые маски: слуги Арлекина (черная маска + шляпа-треуголка), купца-скряги Панталоне (черная маска с носом-крючком), Доктора (светлая маска с огромным носом).
Японский театр «Но» создал целую «науку маски», появившейся еще во времена самураев. Каждая маска, а их 80, имеет свое значение, свой характер, свой образ действий. Эти маски изображают и людей, и демонов, и животных
Роль театральной маски сводилась к тому, чтобы сделать представление более понятным, донести до зрителя догмы верований, старинные легенды.
Маски – атрибуты мистерий и праздничных шествий
Маски, как атрибуты мистерий и праздничных шествий, имеющих религиозный подтекст, широко использовались в тибетских и монгольских буддийских монастырях (Маски Цам). Танцевать во время Тибетского Нового года в Масках могли только ламы. Самыми популярными у буддистов были маски повелителя ада – Бечче, героя - Махакалы, смерти – Ямы, покровителя всего живого - Белого старца.
На Цейлоне и в Индии во время празднеств, сопровождаемых шаманским действом, часто использовали Маски Колам. Злые маски Колам-Натанава «дрались» с Добрыми, показывая всем присутствующим торжество Добра! Со временем ритуальные маски стали все чаще использоваться во время новогодних торжеств, ведь очень важно встретить Новый год с Добром, отогнав злых духов. Маски Колам изображают не только божеств и людей, но и животных.
Так постепенно из атрибута языческих ритуалов, театральный представлений и праздничных шествий маска перешла в разряд «светского украшения». Предмета, создающего таинственность, позволяющего стать кем-то совсем другим.
Интригующая и волнующая атмосфера, создаваемая масками, пришлась очень кстати для новогодних торжеств, когда так хочется необычного, яркого и веселого!