Новогодние традиции в Румынии
Есть в Румынии места, где Новый год называют либо «малым рождеством», либо «братья Крэчиуна». Самые большие торжества приходятся на канун Нового года, так называемый вечер святого Василия. В этот вечер сразу после захода солнца в каждом доме зажигается свеча из чистого воска перед иконой Христа. Гореть свеча должна на протяжении всей ночи для того, чтобы осветить дорогу в дом счастью. А для того, чтобы уберечь дом, домашних животных и всех членов семьи от хитростей дьявола и его помощников стригоев, стремящихся в эту ночь доставить людям массу неприятностей, следует обмазать чесноком и топленым жиром все пороги, и нарисовать кресты на всех, живущих в доме, включая животных.
Но не только злые силы становятся активны в эту волшебную ночь. У людей есть возможность увидеть и бога в окружении всех святых. Правда, это доступно только тем, кто вел строгую и праведную жизнь. В Румынии верят, что небеса открываются не только в новогоднюю ночь, но и перед Рождеством, Пасхой и Крещением. Считается, что происходит это очень быстро, но тот, кому посчастливится застать этот момент, может попросить у бога всего, что пожелает.
Еще одно чудесное поверье связано у румын с предновогодней ночью. Считается, что в это время скот может разговаривать между собой, правда, подслушивать их разговоры не стоит, чтобы не навлечь на себя и свою семью несчастье.
Так же как канун рождества, вечер перед наступлением Нового года славится колядками. Их распевают молодые люди, которые ходят от дома к дому, поздравляя хозяев и желая им всего самого хорошего. Все действо сопровождается весельем, шумом и звуком хлопающего бича.
Традиции Нового года в Румынии
В вечер святого Василия колядовали меньше, чем в канун рождества или сочельник, но все же ни один дом при колядовании старались не пропускать. Помимо традиционных звучали в этот вечер и особые колядки, направленные на то, чтобы вызвать плодородие земли, которые назывались плугушорул. В тех областях Румынии, где этот древний и красочный новогодний обычай был особенно популярен, в нем принимали участие либо самые бедные жители, либо мальчики помладше, так как именно они выполняли роль пахарей и погонщиков во время пахоты. Общим же было то, что и в предновогодний вечер и в другие праздники все собирались по домам, чтобы послушать рассказы старших о жизни святых, которые обычно в легендах описывались как бедные чабаны.